19 августа Церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фавор

Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный

Об одном из самых светлых и радостных праздников церковного года рассказывает клирик Богородицерождественского храма с. Верхнее Мячково священник Святослав Малкин.

 

—    Отец Святослав, как событие Преображения Господня отражено в Священном Писании?

— О Преображении Господнем повествуют три евангелиста: Матфей, Марк и Лука. Все они связывают это событие со словами Господа, сказанными Им за шесть дней до Преображения (Лк. 9: 18-27). Спаситель говорит апостолам о предстоящих Ему страданиях и о несении креста Его последователями. Он предупреждает учеников о том, что некоторые из них «не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9: 1). Помимо Евангелия о событии Преображения свидетельствует один из его очевидцев — апостол Петр в своем втором соборном послании: «Он (Господь Иисус Христос) принял от Бога Отца честь и славу, когда принесся к Нему от величественной славы такой голос: это Сын Мой, Возлюбленный Мой, в Котором – Мое благоволение! И этот голос, принесшийся с неба, мы услышали, будучи с Ним на святой горе» (2Пет. 1: 17-18).

 

— Кто еще из апостолов был свидетелем Преображения Господня?

— Спаситель возвел на гору трех ближайших учеников, которые были всегда с Ним в самые важные моменты Его земной жизни, — Петра, Иакова и Иоанна, и преобразился пред ними. Он явился перед апостолами в Своей небесной славе, отчего лицо Его просияло, как солнце, и одежды сделались блистающими, как свет. Как указывает святой евангелист Лука, целью восхождения на гору была молитва и Господь преобразился именно во время молитвы: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Сами же апостолы во время молитвы Его уснули и, лишь восстав от сна, увидели славу преобразившегося Господа.

 

— Почему на горе Преображения явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия? О чем они говорили с Господом?

— Согласно толкованию святителя Иоанна Златоуста, поскольку народ почитал Господа Иисуса Христа за Илию или одного из пророков (Мф. 16: 14), на горе Преображения «и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа». Пророки Божии явились также для того, чтобы показать, что Господь Иисус Христос не был нарушителем ветхозаветного закона, каким старались представить Его книжники и фарисеи. На горе Преображения Господу предстоят мужи, прославившиеся и  исполнением закона,  и  ревностью к славе Божией. Кроме того, явление Моисея, уже умершего, и Илии, взятого живым на небо, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью, над небом и землей.

По свидетельству евангелиста Луки, пророки Моисей и Илия говорили с Господом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме» (Лк. 9, 31).

 

— А как соотносится слава Преображения и Страсти Христовы?

— Преображение Господне было явлением пред учениками Божественной славы Христа в преддверии Его Страстей.

Ученики Христа думали, что Царство Божие уже наступило, и надеялись остаться в Царстве вместе с Господом и вместе с Моисеем и Илией.  «…сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако» (Лк. 9: 33-34). Ответ на пожелание, высказанное Петром, пришел из облака славы. Бог Отец вновь, как и в Иорданском Богоявлении, свидетельствовал о Сыне, но теперь глас Отца направлял мысль апостолов к учению Сына: «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9: 35).

Учение же Сына Божия перед Преображением было учение о Мессии страдающем, и пророки Моисей и Илия на святой горе также беседуют с Господом о Его предстоящих Страстях в Иерусалиме.

Путь Мессии есть путь Страстей. Страсти приводят к славе Воскресения.

В этот великий двунадесятый праздник я желаю всем Вам, дорогие читатели, духовного преображения и милости Божией. «…Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *