Созидайте из себя дом духовный
О великом событии священной истории, даровавшем каждому из нас надежду на спасение, рассказывает клирик Богородицерождественского храма с. Верхнее Мячково священник Святослав Малкин.
— Отец Святослав, приближается праздник, духовное значение которого невозможно переоценить. Богоизбранная Отроковица оставляет любящих родителей и входит в Иерусалимский храм, где Ей надлежит готовиться стать Матерью Бога… Встречаются ли в книгах Ветхого Завета пророчества о Введении Пресвятой Богородицы во храм?
— Значение события, которое нам предстоит праздновать, поистине огромно. Великий архипастырь Русской Церкви святитель Филарет Московский (день его памяти отмечается 2 декабря) в одной из проповедей говорит о том, что Введение во храм и посвящение Богу Пречистой Девы Марии — предмет всеобщего торжества Церкви: «Сие приключение младенчествующей Богоневесты есть некий начаток Ее обручения Святому Духу и потому, некоторым образом, первый залог обручения всего человечества Божеству».
В 44 псалме, написанном царем и пророком Давидом за тысячу лет до этого священного события, есть такие слова: «Приведутся Царю девы во след Ея, искренния Ея приведутся Тебе» (Пс. 44: 15). Вот как объясняет эти строки святитель Филарет Московский: «Что такое видит божественный пророк? Кто Сей Царь? Какие это девы? Для чего во множестве приводятся они к Царю? Кто ими предводительствует? Царь есть Иисус Христос, Которого, впрочем, Царство несть от мира сего. Девы суть чистые души, единого Иисуса Христа возлюбившие так, что уже ни к чему в мире плотскою любовью не привязаны. Приводятся они к сему Царю, чтобы получить Царствие Небесное, чтобы не только они принадлежали сему Царствию, как рабыни, но чтоб и оно принадлежало им, как царским дщерям, как невестам Царя, как царицам. Предводительствует ими великая невеста Царева — Церковь, среди же собора церковного первенствует Верховная Невеста Царева — Богоблагодатная Дева Мария. Нынешний праздник приведения Пресвятой Девы во храм Господень есть некоторым образом торжественное открытие шествия дев к Царю».
-Описывается ли Введение во храм Пресвятой Богородицы в Евангелии?
— Несмотря на то, что это событие священной истории совершилось в преддверии прихода в мир Спасителя, упоминания о нем нет в Священном Писании. Но подробный рассказ о Введении во храм Пресвятой Богородицы бережно хранит Церковное Предание. О жизни Девы Марии при Иерусалимском храме известно немного. Огражденная от мирских искушений, Богоизбранная Отроковица воспитывалась в вере и благочестии, учась любви к Богу, подлинному смирению и послушанию.
— Что такое храм и каково его значение в жизни христианина?
— Храм — это место особого благодатного присутствия Божия. Созданный руками человека, храм становится домом Божиим благодаря освящению и совершению в нем Церковных Таинств. Сам Господь нарек Тело Свое храмом, и сходство это состоит в обитании в храме полноты Божества.
Наиболее же близко это благодатное присутствие мы можем ощутить в Таинстве Евхаристии. Приобщаясь Таинств Церкви, человек обретает благодатную силу, которую подает ему в этих Таинствах Господь.
«Здесь совершается Таинство Тела и Крови Христовой. Но если, как видим в евангельских повествованиях, прикосновение к ризам Христовым исцеляло недугующих, то каких благодатных действий надлежит ожидать от вкушения Тела и Крови Христовой и даже от приближения к алтарю, на Котором Христос Спаситель, в Своем Теле и Крови, живым и живоносным образом присутствует! Зная сие, да не нерадим, братия, но да ревнуем воспользоваться благодатию, которую открывает нам Господь во святом храме Своем», — заключает святитель Филарет.
Посредством Таинств Господь духовно очищает человека, созидая его Своим нерукотворенным храмом. К этому призывает нас и апостол Петр: «И сами как камни живые, созидайте из себя дом духовный, чтобы быть вам священством святым для принесения духовных жертв благоприятных Богу чрез Иисуса Христа» (1 Пет. 2:5).
Я всех сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. В святые дни Рождественского поста желаю всем чаще посещать храм Божий, освящать себя благодатными Таинствами и следовать глаголам Вечной Жизни.
21 ноября Православная Церковь светло празднует день Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных
О наших святых заступниках — Ангелах Божиих и их доблестном Воеводе рассказывает настоятель Богородицерождественского храма с. Верхнее Мячково священник Иоанн Шередекин.
— Отец Иоанн, мы верим, что весь видимый и невидимый мир сотворил Господь. Но в Божием мире появилось и стало умножаться зло. Как это объяснить? Почему Всеблагой Господь терпит такое положение вещей?
— Бог создал мир добрым и совершенным. Он населил его прекрасными, разумными существами — Ангелами, которым даровал свободу выбора: служить своему Творцу по любви к Нему или вершить волю свою. Ангел Денница, возгордившись, захотел сам быть «как Бог». Он воспротивился Господу и поднял против Него мятеж. Архангел Михаил решительно стал во главе верных Богу Ангельских Сил. Произошло сражение, в результате которого падшие ангелы были изгнаны от Бога и низринуты в преисподнюю.
Итак, Господь не создавал зла. Он дал возможность и Ангелам, и человеку быть свободными творениями. Некая часть бесплотных существ неправильно воспользовалась свободой выбора. Так в мире возникло зло. С тех пор глава падших духов — диавол постоянно искушает человека — любимое творение Божие, готовя ему погибель и самоутверждаясь во зле.
Однако в мир людей зло проникает только тогда, когда человек сам дает ему эту возможность. Господь же терпит существование в мире зла, потому что Он не вмешивается в выбор человека и позволяет ему пройти свой путь до конца.
— Церковь призывает своих чад к святости, а значит, к неустанной борьбе. С чем и каким оружием должен сражаться воин Христов?
— Христианин постоянно борется со злом в самом себе — с грехом. Его главное оружие — это Крест Христов.
«Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его…» (Октоих из службы Кресту Господню).
Крест святой ограждает нас от зла и дарует нам возможность проходить свой жизненный путь с помощью Божией.
Оружием христианина являются вера, надежда, любовь и, конечно, смирение — добродетель, противоположная гордыне. Ибо гордыня — это грех, который больше всего удаляет нас от Бога.
— Как Церковь воспевает Архистратига Божия Михаила? О чем мы просим жителей Небесного Отечества, молитвенно обращаясь к ним?
— «Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних Сил», — гласит тропарь праздника.
Мы просим Архистратига Михаила и святых Ангелов защитить нас от диавольских козней, помочь нам быть достойными служителями Бога.
Нашу земную Церковь не случайно именуют воинствующей. Это означает, что мы должны постоянно пребывать в молитве, бороться с грехом. Как только мы ослабеваем в этой борьбе, мы сразу начинаем падать. И нам нужно всеми силами стараться в своей жизни этого не допускать.
Святые Ангелы непрестанно славят Господа на Небесах, И дай Бог, чтобы их молитвы помогали нам уже здесь, на земле, стать гражданами Царствия Небесного через добродетельную жизнь, через причастие той благодати, которую Господь дарует всем любящим Его. Я всех сердечно поздравляю с праздником, а носящих имя Михаил — с днем Ангела.
«Сокровища музеев России»
15 ноября воспитанники воскресной школы и прихожане Богородицерождественского храма с. Верхнее Мячково во главе с клириком храма священником Андреем Овчинниковым посетили в Центральном выставочном зале «Манеж» экспозицию «Сокровища музеев России». Участники поездки прослушали содержательную и интересную экскурсию, в ходе которой познакомились с историей русского изобразительного искусства, произведениями иконописи и наиболее значимыми живописными полотнами, представленными на выставке. Встреча с прекрасным подарила детям и взрослым истинную радость.
Сокровища музеев России
Сокровища музеев России