Великий и спасительный день

114 - к

7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Православная Церковь вспоминает священное событие, о котором повествует евангелист Лука (Лк. 1: 26-38).

 

В шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Архангел Гавриил был послан Богом в город Назарет, расположенный в Галилее – северной области Иудеи, к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от Неё Спасителя мира. Приветствие Архангела Гавриила, обращенное к Богоизбранной Отроковице, – «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» – стало для падшего человечества Благой вестью о спасении от власти греха и вечной смерти.

Архангел Гавриил возвещает Деве Марии волю Божию: именно от Нее родится веками ожидаемый в Израиле Мессия. Мария, давшая обет девства, дабы всецело посвятить Себя Богу, удивляется этим словам. На Ее вопрос «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» – и в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово», говорит: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей…»

Пречистая Дева Мария дает согласие стать Матерью Спасителя мира, произнеся: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Эти кроткие слова выражают пламенное исповедание веры и послушание Богу.

Свт. Феофан Затворник, размышляя об этом великом и спасительном празднике, указывает на тесную связь между событием Благовещения и установлением Таинства Причащения. «Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, – тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час Благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как Молитвенницу только и Ходатаицу, но и как Питательницу всех».

В этот светлый и радостный день в храмах Божиих звучит величание Пресвятой Богородице: «Архангельский глас вопием Ти (словами Архангела взываем к Тебе), Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

«Если в поверхностном, неосвященном и не пронизанном Богом слое своего бытия – в «мире» – каждый человек есть особое, изолированное, внутренне одинокое существо и должен сам нести свои нужды и скорби, то изнутри или в глубине – в открывшейся ему через Благую весть богочеловеческой своей основе – люди (пользуясь прекрасным старинным образом) подобны листьям единого дерева, которые через общий ствол и общие корни питаются общим животворящим соком… Поскольку человек уверовал в Благую весть, проникся ею, отдался действию благодатных сил, изливающихся на него вместе с этой вестью, он является участником совсем особого, именно богочеловеческого, и потому блаженного и благодатного бытия, и участие в этом бытии образует основу и истинную сущность всего человеческого существования» (С.Л. Франк. «Свет во тьме»).

В России существует давняя традиция на Благовещение отпускать на волю птиц в напоминание о Благой вести и свободе, которые возвещены не только людям, но и всему творению Божию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *