4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы
После исхода из египетского плена евреи по повелению Божию, данному через пророка Моисея, построили скинию – походный храм-шатер, являвшийся местом особого присутствия Божия. Самая священная часть скинии именовалась Святая Святых. Здесь находился Ковчег Завета, в котором хранились каменные скрижали с Десятью Божиими заповедями; там же помещался сосуд с манной. Ковчег Завета был прообразом Богородицы, поэтому Пречистая Дева в богослужебных текстах именуется одушевленным Божиим Кивотом и Ковчегом.
Впоследствии скинию сменил величественный Иерусалимский храм, воздвигнутый царем Соломоном.
Родители Девы, святые праведные Иоаким и Анна, готовились исполнить данный ими Господу обет — посвятить свое единственное и долгожданное Дитя Богу. Когда Пречистой Деве Марии исполнилось три года, Ее, облаченную в царские одежды для наибольшей славы и украшения, в сопровождении родственников, друзей и знакомых, которые держали в руках горящие свечи, торжественно повели в дом Божий. Процессии предшествовал хор иерусалимских дев, которые, также неся в руках зажженные свечи, воспевали хвалебные песни Господу.
«Весь Иерусалим, как некоторый звездный круг, сияющий с луною, собрался смотреть эти небывалые проводы и видеть трехлетнюю Отроковицу, окруженную такою славою и почтенную преднесением свечей. И не только граждане земного Иерусалима, но и Небесного — святые Ангелы — стеклись видеть преславное введение Пречистой Девы Марии и, видев, удивлялись» — так описывает событие введения во храм Пресвятой Богородицы св. Феофилакт, архиепископ Болгарский.
Навстречу торжественной процессии из Иерусалимского храма вышли священники и радостными песнопениями приветствовали Ту, Которая должна стать Матерью Великого Архиерея – Иисуса Христа, Сына Божия (Евр. 4;14).
«Так, с честию и славою не только людьми, но и Ангелами была введена в храм Господень Пренепорочная Отроковица. И достойно: ибо если ветхозаветный Ковчег, носивший в себе манну, который служил только прообразом Пресвятой Девы, внесен был в храм с великою честию, при собрании всего Израиля, то тем с большею честию, при собрании Ангелов и человеков, должно было совершаться введение во храм того самого Одушевленного Кивота, который имел в себе манну — Христа, — Преблагословенной Девы, предназначенной в Матерь Богу» (свт. Димитрий Ростовский).
Первосвященник Захария, таинственно вразумляемый Духом Святым, постиг, что эта Отроковица — вместилище Божественной благодати — достойна всегда предстоять пред Лицом Божиим, и совершил необычайное дело, введя Деву в Святая Святых храма, куда не было доступа не только женщинам но даже и священникам, — туда мог входить только первосвященник – единожды в год.
«Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни – Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета…» — говорил в «Слове на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы» архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Именования Девы Марии в богослужениях праздника указывают на высоту Ее духовного подвига.
«Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь водится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное» (кондак праздника). В русском переводе это песнопение звучит так: «Пречистый храм Спасителя, многоценный брачный чертог и Дева, священная сокровищница славы Божией, ныне вводится в дом Господень, вводя с Собою благодать Божественного Духа. Её воспевают и Ангелы Божии: Она есть скиния Небесная».