Три праздника августа

logoАвгуст – это время трех удивительных праздников, в которых тесно переплелись православные традиции и народные обычаи. Также именно на август приходится двухнедельный Успенский пост, который почитается наравне с Великим Постом. Тем не менее, неслучайно раньше на Руси бытовала поговорка «Спасовка – лакомка, а Петровка – голодовка». Ведь август – это месяц природного изобилия, а мед, яблоки и орехи стали в сознании народа символом трех православных праздников.

Медовый Спас

Медовый Спас, который также называют Первым Спасом и Мокрым Спасом, празднуется 1/14 августа. Согласно древнему преданию, на эту дату приходится Крещение Киевской Руси князем Владимиром в 988 году.

Также в этот день празднуется и другой православный праздник – праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. История данного праздника связана с византийским обычаем, когда в августе по улицам Константинополя было принято носить реликвию с частицей от Животворящего Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. Это было связано с частыми болезнями и эпидемиями в этот период.

В видоизмененном варианте данная традиция перешла на Русь. Так, в этот день  в российских городах и селениях обычно проходит крестный ход к водоемам, принято освящать колодцы и другие источники воды, служатся молебны. Вот почему другое название праздника – Мокрый Спас или «Спас на воде».

Еще один праздник, который приходится на этот день, – это память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавеях, их матери Соломонии и их учителя Елеазара, которые в 166 г. до Р.Х. не отступили от веры и понесли мученическую смерть.

Но все же в народе Первый Спас называют «Медовым Спасом». Почему? Дело в том, что на Руси это был в каком-то смысле праздник пчеловодов, которые считали, что с этого дня пчелы заканчивают производить мед, поэтому нужно «заломать соты». Существует  традиция, когда пчеловоды выбирают лучшие соты и несут их освящать в церковь. Раньше считалось, что нужно угощать медом особенно детей и нищих. Поедая вкусный мед, мальчики и девочки обычно напевали:

«Дай, Господи, хозяину многие лета,

Многие лета – долгие годы!

А и долго ему жить – Спаса не гневить,

Спаса не гневить, Божьих пчел водить,

Божьих пчел водить, ярый воск топить –

Богу на свечку, хозяину на прибыль,

Дому на приращение,

Малым детушкам на утешение».

Не только пчеловоды, но и все остальные старались освятить в этот день в церкви мед. А хозяйки дома обычно радовали  близких различными постными лакомствами с медом – медовыми пряниками, коврижками и блинчиками с медом.

Яблочный Спас

Второй Спас (который также называют «Великим Спасом» и «Яблочным Спасом») – это великий праздник Преображения Господня. Празднуется он 6/19 августа.

Как написано в Евангелии, в этот день Господь Иисус Христос вместе с тремя учениками Петром, Иаковом и Иоанном поднялся на гору Фавор для молитвы. И здесь ученики увидели Христа во всем величии его славы:«и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). В этот момент ученики воочию смогли соприкоснуться с благодатью Божией на земле. Чувство чуда от Преображения Господня в полной мере выражается в словах Петра. «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4), – говорит ученик Иисусу.

Праздник Преображения – это еще одно напоминание верующему христианину о райской благодати, предчувствие Царствия Небесного для того, кто живет на земле. «На Фаворе Христос показал красоту и славу Своего Божества, чтобы знали апостолы, а через них вся вселенная, подобием Кого является человек и к чему приближается он, возвышаясь духовно. По мере очищения человека от греха и приближения к Богу все более отображается в нем слава Божия», – поясняет смысл этого необыкновенного события святитель Иоанн (Максимович).

Второй Спас также называют Яблочным Спасом. Существует благочестивая народная традиция – не есть яблоки до этого дня. В сам день праздника принято освящать яблоки и вообще другие плоды. В честь праздника женщины пекут пироги с яблоками, а на стол обязательно подаются различные фрукты.

Ореховый  Спас

Третий Спас (Ореховый) празднуется 16/29 августа. Для христиан это праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

По преданию, правитель Едессы Авгарь был болен проказой. Услышав об исцелениях, совершаемых Иисусом Христом, Авгарь отправил к нему писца Ананию с посланием, в котором просил, чтобы Господь приехал и вылечил его. Помимо этого, по приказанию Авгаря, Анания должен был написать образ Иисуса. Взобравшись на камень, Анания захотел сделать набросок лица Спасителя, но у него ничего не получалось. Провидя желание Анании, Господь попросил принести Ему сосуд с водой, Он умылся и отер лицо полотенцем (убрусом). Чудесным образом черты лица Иисуса Христа запечатлелись на ткани. Спаситель отправил  Авгарю через Ананию свой Нерукотворный Образ вместе с письмом.

Как известно, прикосновение к реликвии исцелило едесского правителя, и он отошел от язычества и стал христианином. Впоследствии Нерукотворный Образ Христа использовался в качестве знамени на надвратной башне Едессы. Через несколько столетий, после многих войн, когда Едесса захватывалась поначалу персами, затем арабами,  данная территория вновь перешла к христианам. И тогда византийский император Роман Лакапин перенес Нерукотворный Образ в Константинополь, где он был встречен с благоговением. В храме Богородицы Фаросской образ должен был защищать город и весь народ. Именно от этого события происходит праздник Третьего Спаса, а также обычай, когда надвратные башни христианских городов защищались изображениями Христа. Неслучайно надвратная башня московского Кремля называется «Спасской».

Другое название Третьего Спаса – Хлебный Спас – связано с тем, что в этот день происходило также празднование завершения уборки урожая. И наконец, Ореховым праздник называется, поскольку в это время начинался сбор лесных орехов.

Важно помнить, что освящение меда, яблок – это только благочестивые традиции, но не главный смысл данных праздников. Народные обычаи символизируют благодарение людьми Бога за природные дары, за помощь в труде. И многие священники советуют своим прихожанам не слишком увлекаться обрядовой стороной праздников.

Три Спаса – это,  прежде всего время, когда мы можем вновь встретиться воочию с чудом Божией благодати. Это время Успенского поста, когда в очередной раз стоит задуматься о душевной чистоте и о покаянии. Это время, когда мы стремимся чувствовать Царство Божие на земле, вновь соприкасаемся со значимыми евангельскими событиями, пропускаем через сердце их светлый сокровенный смысл и стремимся укрепиться в вере.

Алексей Шередекин, студент 3 курса Николо-Угрешской православной духовной семинарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *