Храм Рождества Пресвятой Богородицы в годы Великой Отечественной войны

 

Газета «Лыткаринские вести»  от 11 мая 2016 года

26173

Рассказ о людях, которые в самые трудные для страны годы сохранили силу духа и веру в Промысл Божий

71 год назад закончилась Великая Отечественная война. Многие не вернулись с фронта. Вернувшиеся с войны хранили память о военных событиях всю свою жизнь, передав эти драгоценные воспоминания своим детям, внукам и правнукам.

Верхнее Мячково – любимое и родное для многих село в Раменском районе Московской области. Это древнее село всегда было в центре важных исторических событий. В XIV веке великий московский князь Дмитрий Иванович Донской из мячковского камня – белого известняка – начал строительство белокаменного Московского Кремля. События Отечественной войны 1812 года также связаны с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково. Осенью 1812 года русская армия совершала Тарутинский маневр, а преследовавшая ее французская армия ворвалась в село Верхнее Мячково, опустошила дома, разорила и ограбила церковь.
Первые годы советской власти были трудными для села и для церкви. Но прихожане и селяне отстояли ее, не допустив закрытия и поругания своего любимого храма.
В годы Великой Отечественной войны жители села Верхнее Мячково встали на защиту Родины от врага. Все соседние села и деревни объединились вокруг Верхнего Мячково, в котором осталась единственная на всю ближайшую округу действующая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Это был духовный маячок, освещавший и направлявший жизненные пути селян Верхнего Мячково и соседних деревень: Нижнего Мячково, Щеголево, Орлово, Ямчинихи, Куприянихи, Лукино, Зеленой Слободы, Еганово. В церковь стекались верующие за духовной помощью, советом и поддержкой, здесь возносилась соборная молитва за веру, Отечество и народ.
Село Верхнее Мячково всегда славилось людьми трудолюбивыми, заботливыми, стойкими и преданными. Под стать мужчинам – труженикам и воинам – были женщины, которые на своих плечах смогли вынести все тяготы революционного и военного времени. В селе есть много известных фамилий – Пантюшины, Зименковы, Постновы, Соленовы, Пузановы, Смирновы, Чечулины, Чугорины, Стуловы и другие. Все эти семьи напрямую связали свою жизнь с храмом Рождества Пресвятой Богородицы.
Чугорины

Большая и дружная семья Чугориных издавна проживала в Верхнем Мячково. Один из ее представителей – Алексей Иванович Чугорин – родился и вырос в Верхнем Мячково, крестился и венчался в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Избранницей его и верной супругой стала уроженка села Зеленая Слобода Анна Петровна Ляпунова, которая также родилась и выросла в верующей семье.

Алексей Иванович был участником Первой мировой войны, на войне получил ранение и был комиссован. После революции Алексей Иванович был портным и некоторое время проживал с семьей в Москве, в Сокольниках, там, на улице Короленко, в 1910 году у него родился сын Владимир.
В 1925 году из Москвы семья переехала в Верхнее Мячково. Алексей Иванович начал строить дом, в котором он прожил до самой смерти.
Жена его Анна Петровна еще до войны была избрана председателем ревизионной комиссии в храме. Родственник Анны Петровны, у которого был фотоаппарат, смог снять исторический момент в судьбе храма и села, когда в 1936 году с церковной колокольни был варварски сброшен самый большой колокол, на протяжении ста лет созывавший на службу в храм и сельские сходы, извещавший жителей о пожарах.

Сын Владимир рос верующим, скромным и умным мальчиком. Сразу после окончания школы пошел работать на каменоломни, которые были открыты в Верхнем Мячково с давних времен. В 1930 году в возрасте двадцати лет Владимир ушел в армию, служил матросом на флоте в Севастополе. В 1935 году демобилизовался и в этом же году познакомился со своей будущей супругой Клавдией Васильевной Маркачевой. Молодые люди впервые увидели друг друга в церкви на венчании своих друзей. В те годы совсем небезопасно было не только венчаться и креститься, но даже посещать богослужения в храме, поэтому Владимир Алексеевич и Клавдия Васильевна всегда говорили, что Промыслом Божиим они встретили друг друга.
Клавдия Васильевна Чугорина, в девичестве Маркачева, родилась в 1912 году в селе Щеголево, что на другом берегу Москвы-реки, за Нижним Мячково. В семье родилось 14 детей, но выжили только три девочки, Клавдия была старшей. Мать Дарья Дмитриевна была верующей, женщиной строгих нравов, воспитывала своих дочерей в вере и благочестии. Клавдия Васильевна до замужества работала в Мещерино молочным мастером на даче М.И. Калинина.
19 января 1936 года, в праздник Крещения, Клавдия Васильевна и Владимир Алексеевич поженились, в этом же году у них родился сын Николай. Владимир Алексеевич работал шофером в Детгородке ЗИЛ. Он был заботливым и внимательным отцом. В 1939 году в семье родилась дочь Ольга.
22 июня 1940 года, ровно за год до начала Великой Отечественной войны, умерла мать Владимира Алексеевича Анна Петровна, которая всю свою жизнь в Мячково связала со службой в храме. В этой церкви ее и отпевали, похоронена она на кладбище в Мячково.
В те годы священником был отец Калинник. При нем со всей округи свозили в церковь иконы и утварь. Батюшка все это бережно принимал и хранил.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Владимир Алексеевич был призван на фронт. В 1941 году он отправился служить на Северный флот, в Мурманск. В 1945 году продолжил свой боевой путь на Дальнем Востоке в войне с фашистской Японией.
Дома в Верхнем Мячково его ждала жена Клавдия Васильевна с двумя детьми. Жили в войну на карточки, которые ей выдавали на ЗИЛе как жене военнослужащего.

Их дочь Ольга Владимировна Чугорина (Гостевская) вспоминает:
«… в нашем доме всегда были иконы, горела лампадка. Мама каждый день молилась Богу за папу, и всегда говорила нам детям, чтобы тоже молились и просили Господа его уберечь от смерти. На всю жизнь сохранила я в памяти эти простую молитву, которую мы вместе с Колей повторяли за мамой «Господи защити, спаси, сохрани и помилуй нашего милого и родного папочку». Мы всегда повторяли за мамой молитвы, так и выстояли всю войну. Отец постоянно писал письма с фронта и высылал фотографии, и мама писала в ответ письма на фронт и высылала фотографии с детьми». Сохранились военные фотографии из семейного альбома, на которых сохранились подписи с другой стороны: «Дорогой жене Клавочке и дорогим детками Колички и Ольички от любимого Папы и мужа Владимира Алексеича Чугорина июнь 1942 года», «Напамять милому дорогому папи от любимых деток Коле и Олье Чугориных 9 января 1943 года. Коле 6 лет, Олье 3 года 3 мес.» (орфография сохранена как на фотографиях)

В годы войны в селе был свой фотограф по фамилии Рожков, который делал отличные фотографии. Они до сих пор хранятся в семейных альбомах.

Спасение иконы

С Клавдией Васильевной Чугориной связано еще одно важное событие в жизни храма. Накануне войны ее сестра Лидия вышла замуж в деревню Лукино, рядом с которой находился Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь.
Судьба монастыря после революции – это еще одна трагическая страница нашей истории.
В уединении, молитве и трудах протекала монастырская жизнь вплоть до октября 1917 года. После революции хорошо развитое и налаженное хозяйство обители было национализировано, ценную утварь изъяли, библиотеку сожгли. В стенах монастыря разместили беспризорных детей. Самих монахинь определили рабочими сначала сельскохозяйственной коммуны, а затем совхоза «Лукино». Через некоторое время земли совхоза передали фармацевтическому заводу «Ферейн». Образцовое монастырское хозяйство постепенно приходило в упадок. В начале 20-х годов в монастыре организовали Дом отдыха № 10 ВЦСПС. Тогда еще были сохранены фруктовый сад, кленовый парк и пасека. Но уже были сняты купола и кресты Вознесенского собора, которые так мешали новым хозяевам. 27 апреля 1924 года в 10 часов вечера состоялось собрание, на котором постановили храм закрыть. Внутри сделали перекрытия для второго этажа и открыли клуб.
Единственным утешением верующих в те годы была Крестовоздвиженская церковь, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери. Там еще продолжалась богослужебная жизнь.
В 1937 году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Козьму Коротких. Погасла последняя свеча монастырской молитвы. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил.
Из воспоминаний Зинаиды Ильиничны, жительницы села Лукино:
«Местночтимая икона Иерусалимской Божией Матери находилась в Крестовоздвиженском храме, превращенном в склад, где лежали запасы дров, угля, торфа.А икона, большая по размеру, написанная на кипарисовой доске, служила поддоном для складирования дров, угля и торфа. Ликом ее положили вниз, на тыльную сторону накидывали материал для топки. Я в молодости работала истопником в санатории ВЦСПС, в который переоборудовали монастырь. Старшим истопником в тот период была баба Настя – ее все так называли. Однажды она мне сказала:
– Зинка, ты посмотри, по какой доске ходишь!
А я беззаботно ответила:
– Доска и доска. Что в ней такого?
– Да не доска это, – строго произнесла баба Настя. – Это икона Божией Матери.
Когда во время расчистки Крестовоздвиженского храма Иерусалимскую икону Божией Матери подняли с пола и по приказу комиссара понесли в костер, старший истопник баба Настя встала на пути военных с распростертыми руками:
– И меня вместе с ней туда бросьте!
По законам военного времени ее могли бы расстрелять на месте без суда и следствия, однако она не побоялась встать на защиту святыни. И мужество одной женщины, может, необразованной, может, не столь сильной физически, помогло спасти святыню.
Комиссар сказал:
– Делайте, что хотите, но чтобы я больше не видел икону.
Баба Настя тут же позвала свою сноху и внучонка. Они втроем волоком потащили икону в деревню Лукино и спрятали в стогу сена, а уже ночью стали смывать с нее грязь, принося в ведрах воду из деревенского колодца. При этом строго-настрого запретили мальчику рассказывать о месте нахождения иконы кому-то из своих товарищей или взрослых односельчан. Не сразу смогли найти священника, готового принять святыню в свой храм, затем нашли – километрах в пятидесяти от села Лукино, за Москвой-рекой. Тайком ночью на подводе повезли икону в Верхнее Мячково. И она там пробыла пятьдесят лет».

Здесь прерывается монастырский рассказ о дальнейшей судьбе Иерусалимской иконы Божией Матери и начинается история, связанная с перевозом святого образа в Верхнее Мячково.
Из воспоминаний Ольги Гостевской, дочери Клавдии Васильевны Чугориной, председателя ревизионной комиссии:
«В начале Великой Отечественной войны монастырь в Лукино Ленинского района Московской области был закрыт и переоборудован в военный госпиталь. Верующие из Лукино стали приходить в наш храм Рождества Пресвятой Богородицы, так как поблизости все церкви были закрыты. Монахиня Крестовоздвиженского монастыря Анастасия и жительница Лукино Анастасия Михайловна Захарова (свекровь сестры Клавдии Васильевны Чугориной) приходили на службы в храм в село Верхнее Мячково, а после службы шли к Чугориной на чаепитие и отдохнуть. Однажды они обратились с просьбой: «Можно ли в ваш храм передать икону Иерусалимской Божией Матери, так как она вынесена из монастыря и находится в сарае, где сыро, грязно и холодно». Чугорина сразу, не задумываясь, ответила, что они ее заберут.
Через несколько дней староста храма Мария Петровна Пузанова, дьячок Иван Васильевич Смирнов и председатель ревизионной комиссии Клавдия Васильевна Чугорина взяли двухколесную тележку, на лодке переплыли Москву-реку и пошли пешком в Лукино, где их уже ждали люди, чтобы передать икону. Икону аккуратно положили на тележку, предварительно завернув в простыню и покрывало. Жители села Лукино проводили икону, а жители деревни Куприяниха встретили ее, проводив за деревню. Затем жители деревни Ямчиниха (ныне Григорчиково) встретили икону и проводили за деревню. То же самое сделали жители деревень Щеголево, Нижнее Мячково, а верующие села Верхнее Мячково и прихожане нашего храма встретили икону Иерусалимской Божией Матери на переправе реки, сопроводив ее до церкви. Икону обтерли, почистили и внесли в храм, совершили молитву и установили в храме с южной стороны. Верующие храма Рождества Пресвятой Богородицы села Верхнее Мячково с любовью и трепетом встретили чудотворный образ. 50 лет пред образом совершались молебны и пелись акафисты. Святой образ Богородицы «Иерусалимская» молитвенно поддерживал всех верующих в годы войны и в послевоенное время».

В 1991 году Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. В этом же году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II образ передали монастырю. Когда в монастыре был восстановлен храм в честь Иерусалимской Иконы Божией Матери, возвращенная икона была водворена на свое историческое место.
Вот такой духовный подвиг в годы Великой Отечественной войны совершили наши мужественные и сильные духом прихожанки. Все родственники Клавдии Васильевны Чугориной приходили на воскресные и праздничные службы в наш храм. Родители Дарья Дмитриевна и Василий Евдокимович Маркачевы шли пешком в церковь из Щеголево, сестра Лидия, ее свекровь Анастасия Михайловна Захарова и монахиня Анастасия приходили пешком из Лукино. Соборно молились в храме о даровании Победы, исповедовались, причащались.
В нашем храме есть чтимый образ Божией Матери Боголюбской, с которым в годы войны ходили крестным ходом по всей деревне и, заходя в каждый дом, совершали молебен. Селяне открывали двери своих домов с радостью и трепетом, все, и особенно маленькие дети, ждали, когда батюшка, дьячок и певчие зайдут в дом и помолятся об окончании войны, о возвращении с фронта родных. Вот так и выстояли – молитвой и верой, пережив все беды и невзгоды.
В военное время верно хранили память и традиции своих отцов простые женщины, которые все эти годы были при храме: пели на клиросе, помогали на службах. Это Екатерина Григорьевна Зименкова, Мария Васильевна Постнова, Татьяна Ивановна Соленова, Клавдия Вахранева, Ксения Еремичева, Мария Николаевна Чечулина и другие.

Зименковы

«Это наш золотой колокольчик», – так называли в храме Екатерину Григорьевну Зименкову за чистый, звонкий и красивый голос. Она пела в храме 80 лет.

Родилась Екатерина Григорьевна в 1902 году в благочестивой и глубоко верующей семье. Родители ее – Григорий Назарович и Елена Владимировна Ореховы – жили в Нижнем Мячково, но вся их жизнь была связана с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково. Григорий Назарович еще до революции служил в храме – прислуживал алтарником, зажигал лампады, стоял за свечным ящиком, со специальной колотушкой обходил вокруг церкви, созывая народ на молитву. Жена его Елена была родом из Вереи, еще до замужества она приходила в храм Рождества Пресвятой Богородицы помолиться и поклониться местным святыням.
Григорию Назаровичу еще до революции, в период служения протоиерея Константина Протопопова, была подарена икона святителя Григория Богослова, на обратной стороне которой было написано: «За 25-летнюю добросовестную службу. От храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково».
Екатерина Григорьевна была крещена в мячковском храме. На крещение дочери Григорию Назаровичу подарили икону великомученицы Екатерины, которую Екатерина Григорьевна берегла всю жизнь.
В школе Екатерина познакомилась с Алексеем Зименковым, они стали петь вместе в церковном хоре.
Алексей Сергеевич Зименков был родом из Верхнего Мячково, родился он в 1898 году. Закончил 4-классную верхне-мячковскую школу и в 12 лет ушел на заработки в Москву. Был участником Первой мировой войны, служил пулеметчиком, получил ранение в ногу. Затем участвовал в Гражданской войне, после демобилизации вернулся в родное село. В 1924 году он женился на Екатерине Григорьевне Ореховой, в этом же году супруги построили новый дом, в котором родилась их старшая дочь Клавдия. Семья была дружной и верующей. До войны родились еще дети: сын Василий – в 1931 году и дочь Галина – в 1937.
В семье петь любили и пели всегда, да так пели, что за ними, за Екатериной Григорьевной и Алексеем Сергеевичем, ходила вся деревня.
Алексей Григорьевич по тем временам был грамотным человеком, заведовал в поселке Октябрьский (Балятино) промтоварным магазином, а Екатерина Григорьевна до войны работала там же продавцом. Вместе трудились, вместе молились – так говорили раньше.

В 1937 году умер Григорий Назарович, отец Екатерины Григорьевны, к тому времени он прослужил в храме более 50 лет. Отпевали по всем канонам, всем приходом хоронили. Когда шли на кладбище, впереди нес икону внук Василий.
В селе Верхнее Мячково до Великой Отечественной войны было 360 домов, работало две школы, которые мячковские ребятишки называли «белая» и «красная», была больница, в которой трудилась знаменитый врач-хирург Елизавета Михайловна.
В первые месяцы войны все жители Верхнего Мячково – и взрослые, и дети – вышли на земляные работы. От карьера до кладбища были выкопаны противотанковые рвы, у Детгородка были поставлены противотанковые ежи.
Алексей Сергеевич Зименков единственный из села ушел на фронт добровольцем. Всей семьей провожали его на сборный пункт, который располагался в Николо-Угрешском монастыре, именно там собирали всех добровольцев с окрестных сел и деревень. Также там формировали новые части из тех, которые были разбиты и вышли из окружения летом 1941 года. Алексей Сергеевич сначала воевал под Смоленском, был связистом при штабе, а уже в декабре 1941 года участвовал в боях под Москвой.

Регулярно писал письма домой, в одном из писем Алексей Сергеевич написал: «Всех моих ребят кого ранило, есть и убитые, а меня, видно Бог бережёт». 31 декабря 1941 года в боях под Рузой был тяжело ранен в живот, доставлен в госпиталь, где проходил лечение, но уже 5 января 1942 года в госпитале умирает от тяжелейших ран. Накануне дочке медсестры, которая ухаживала за ним в госпитале, передал свои ручные командирские часы, и попросил их переслать домой в Верхнее Мячково. Уже в 1942 году домой пришла похоронка о гибели мужа. Через некоторое время пришла и посылка с часами. Часы были упакованы в железную банку от американской тушенки, на которой был написан адрес. Екатерина Григорьевна, до последнего не верившая в гибель любимого мужа, со смирением приняла печальное известие. Она знала, что ее Алексей был добрым, любящим мужем и отцом.13 Всю жизнь сослужил Господу, храня веру отцов и прадедов, помогал в храме, пел с детства в церковном хоре, прожил достойную жизнь и умер как герой
Василий Алексеевич Зименков, сын Екатерины Григорьевны, вспоминает:
«Мама всю войну трудилась и молилась. Когда принесли похоронку, мама сказала, что надо папу отпеть в храме и помянуть по-христиански. Мама дала мне поручение сходить в Нижнее Мячково к тете Груне Соленовой, которая там работала в пекарне, и попросить испечь буханку хлеба на помин папы. Я пришел в пекарню, постучался и позвал тетю Груню, сказал ей, что папка погиб, и передал просьбу мамы. Она заплакала, приобняла меня и сказала, чтобы приходил утром. Утром мама дала мне мешок, и я отправился в Нижнее Мячково. Тетя Груня отдала мне свежеиспеченную буханку ржаного хлеба, килограмма два была, уж очень тяжелой она мне показалась. Папу заочно отпевали в нашем храме, после церкви к нам домой пришли тетя Ксения Еремичева, тетя Клавдия Вахранева и тетя Таня Соленова, все эти женщины пели с моей мамой в церковном хоре, а тетя Клава, младшая мамина сестра, пришла пешком из Орлово.
Младшая сестра мамы Клавдия Григорьевна Агафонова была набожным человеком. У нее на войне погибли все четыре сына. Каждое воскресение – и в снег, и в дождь, и в зной, и в холод – приходила она на службы в храм Рождества Пресвятой Богородицы, 7 километров туда и 7 километров обратно. Жила она сама в Орлово, колхоз там был богатый, помогала нам, чем могла, спасала нас от голода. У нее в годы войны были козы и ручная мельница. Дома мама собирала очистки от картошки, в печке высушивала, и мы несли их в Орлово к тете Клаве. Она очистки перемелет, получалась мука, из нее и пекли хлеб и лепешки. Я всегда маму просил: ты когда меня к тете Клавдии пошлешь? Когда я приходил в Орлово, тетя Клавдия наливала мне стакан молока и давала ломоть хлеба – это был праздник и радость. Тетя Клавдия вместе с мамой пела в церковном хоре».

Всю войну Екатерина Григорьевна работала, сначала швеей в пошивочном цехе, затем ходила на заготовку дров. В 1942-1945 годах стала работать в подсобном хозяйстве в овощной бригаде на военном аэродроме Мячково, где заготавливали овощи для фронта, которые направляли для пересылки в Быково. Каждое воскресение и по великим праздникам Екатерина Григорьевна пела на клиросе в храме.
В годы войны в церковь на службы приходило 20-30 человек, Екатерина Григорьевна, возвращаясь из храма, говаривала: «Батюшка только мучается с нами, народу-то мало». Но на Пасху народу собиралось очень много, приходили из всех соседних сел и деревень. Перед храмом была лужайка, на которой лежала большая каменная плита – на ней освящали куличи и яйца, на нее ставили бутылки для освящения воды.

Василий Алексеевич Зименков рассказывает:
«Мы с пацанами каждый год приходили на Пасху в церковь, народу был полный храм. Мама и тетя Клавдия пели на клиросе. На крестный ход приходили военные, которые служили на мячковском военном аэродроме, многие из них проживали у нас в селе. Военные приходили в форме, мальчишки глазели и радовались, надеясь, что война скоро закончится. После крестного хода военные летчики отходили поодаль от храма и стреляли из ракетниц. Все радовались, особенно дети. В нашем доме проживали летчик Александр Яковлев и механик Василий Григорьевич Лизунов, они летали на «Бостоне», привозили нам из Венгрии манку и муку. В доме у Чечулиных проживало восемь девчат-летчиц, которые летали на У-2. В годы войны в селе работал военный госпиталь в здании больницы, в который присылали на долечивание военных из других госпиталей. Продолжала работать школа, ребята учились в три смены».

Василию Алексеевичу Зименкову в 1945 году исполнилось 14 лет, он очень хорошо помнит День Победы:
«9 мая 1945 года в Верхнее Мячково пришла радостная весть о долгожданной Победе. Я шел в школу, все шумят и кричат: «Победа, Победа!» Уроки у нас в школе отменили, на душе было очень радостно и торжественно. Женщины плакали, обнимались. Зазвонили в колокола. Все собирались у сельсовета и у церкви. Все радовались Великой Победе».

После окончания войны вернулся домой Владимир Алексеевич Чугорин, где его ждала верная жена Клавдия Васильевна. Всю жизнь они прожили в любви и согласии, в служении Богу, помогая церкви. Владимир Алексеевич был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», медалью «За оборону Советского Заполярья».
Клавдия Васильевна прожила долгую счастливую жизнь, до самой смерти ходила в храм и успела рассказать о чудесном спасении Иерусалимской иконы Божией Матери. Была свидетелем торжественной передачи иконы осенью 1991 года в ставропигиальный Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь в Лукино. Умерла в 2007 году в возрасте 96 лет.
Екатерина Григорьевна Зименкова в 1958 году поехала вместе с сыном Василием искать могилу погибшего мужа Алексея Сергеевича Зименкова. Они нашли госпиталь, в котором умер Алексей Сергеевич, сельсовет села Колюбакино Рузского района Московской области. В сельсовете сохранились все записи, и им показали место захоронения. На улице Попова в поселке Колюбакино расположен мемориал – братская могила воинов, погибших в 1941 году при освобождении поселка – здесь и был похоронен Алексей Сергеевич Зименков. Каждый год 9 мая, в День Победы, Екатерина Григорьевна вместе с сыном и внуками ездила на могилу к мужу.
Екатерина Григорьевна Зименкова прожила долгую жизнь, о ней вспоминают в храме, называя ее до сих пор «наша баба Катя – золотой колокольчик». Умерла она в 1995 году в возрасте 92 лет.
Память о Великой Отечественной войне до сих пор свято берегут жители Верхнего Мячково. На территории села, вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы, находится памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Мемориал в честь погибших односельчан был установлен на средства, выделенные администрацией села, а также собранные родственниками погибших фронтовиков. На мраморных плитах высечены имена и фамилии всех тех, кто погиб, сражаясь за Отечество. Более 110 имен записано навечно, также была создана Книга Памяти, в которой содержится более полный список погибших.

* * *
Ежегодно в День Победы в храме совершается поминовение воинов, отдавших свою жизнь за веру, Отечество и народ, а также всех мученически погибших во время Великой Отечественной войны. После Божественной литургии совершается крестный ход к памятнику воинской славы. Возле памятника служится панихида, прихожане храма и жители села Верхнее Мячково соборно молятся об упокоении всех погибших в годы Великой Отечественной войны, возлагают цветы к памятнику.
Традиция поминания всех православных воинов, начатая в годы служения протоиерея Александра Шередекина, продолжается и сейчас. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы иерей Иоанн Шередекин поздравляет ветеранов с Днем Победы и вручает им подарки. В чествовании ветеранов принимают участие жители, прихожане, воспитанники воскресной школы. Ветераны войны Иван Николаевич Голованов и Николай Иванович Поскребнев до сих пор живут в селе, сохраняя память военных лет.
Вечная память героям Великой Отечественной войны и всем тем простым русским женщинам, которые сохранили силу духа и веру в Промысел Божий, жили, неустанно трудились, молились и ждали возвращения своих любимых и родных с полей сражений этой страшной войны.

Материал подготовила Ольга ГОРСКИНА

Часть 1:http://vesti.lytkarino.net/blog/actual/20151.html
Часть 2:http://vesti.lytkarino.net/blog/actual/20152.html
Часть 3:http://vesti.lytkarino.net/blog/actual/20153.html

В подготовке использованы материалы

Фрагменты из книги-буклета «Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Верхнем Мячково: история и современность» Москва, 2012 год

Воспоминания Гостевской О.В, дочери Чугориной К.В

Воспоминания Зименкова В.А., сына Зименковой Е.Г.

http://krest-mon.ru/smi/141025_smi.html

http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=260698965,

http://www.mosobl-memorial.ru/node/88259

http://memory-map.prosv.ru

                        https://pamyat-naroda.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *