О начале становления Церкви Христовой и просветительских трудах первоверховных апостолов рассказывает клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы села Верхнее Мячково священник Святослав Малкин.
— Отец Святослав, к кому была обращена первая апостольская проповедь?
— Отличительной чертой Церкви в самую раннюю эпоху было то, что она многое заимствовала из традиций иудаизма. Поэтому самая ранняя стадия существования Церкви получила название иудеохристианства. Иудеи апостольских времен еще не знали книг Нового Завета и могли воспринять заповеди христианского учения только в свете иудейского Закона. Сам Христос жил в иудейской среде, посещал храм в Иерусалиме и проповедовал только иудеям. Среди них развернулась и первая апостольская проповедь. Так, первая проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы была обращена к иудеям Иерусалима (Деян. 2: 14-42). В ней апостол ссылается на ветхозаветных пророков – Иоиля и Давида.
Древняя иудейская традиция (Закон и пророки) была для первых христиан не менее священной, чем для самых ортодоксальных иудеев, ведь именно в ветхозаветных книгах христиане черпали пророчества о Мессии. Блестящее знание Христом и апостолами иудейского Закона подчеркивает ключевое значение, которое они придавали проповеди среди богоизбранного народа. И особая заслуга в деле распространения евангельской проповеди среди иудеев принадлежит апостолу Петру.
— Как происходил переход от иудеохристианства к христианству как мировой религии?
— Несмотря на близость к иудаизму, Церковь уже в самые первые дни своего существования готовилась открыть новое учение всем народам земли. Об этом свидетельствуют слова Самого Христа, обращенные к апостолам перед Его Вознесением: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).
Эпизод крещения апостолом Петром римского сотника Корнилия и всей его семьи, описанный в книге Деяний святых апостолов (гл. 10-11), свидетельствует о преодолении Церковью национальных рамок традиционного иудаизма. Девизом Церкви становятся слова апостола Павла: «Все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или эллины, рабы или свободные; и все напоены единым Духом» (1Кор. 12:13). Идея богоизбранности христиан как «народа святого», «народа Божия» (1Петр. 2:9-10) постепенно вырастала из представления о богоизбранности евреев и начинала овладевать массами язычников, живших в Римской империи.
Основополагающую роль при переходе от иудеохристианства к христианству подлинно универсальному, «кафолическому» обычно отводят святому Павлу, «апостолу язычников» (Рим. 11:13; 1Тим. 2:7), хотя он был отнюдь не единственным распространителем христианского Благовестия в античном мире. Роль апостола Павла, однако, была исключительной по разным причинам. Прежде всего необходимо отметить выдающиеся личностные качества Павла – неукротимую энергию, дипломатический талант, мастерство оратора. Павел был единственным из апостолов, кто имел римское гражданство, которое давало ему возможность проповедовать Евангелие на просторах ойкумены, т.е. «обитаемой, заселенной» земли, и нередко спасало его от внесудебной расправы со стороны иудейских и римских властей. Апостол Павел прекрасно знал еврейский язык, а также язык средиземноморской культуры того времени – греческий, необходимый для проповеди среди эллинов и эллинизированных иудеев. Получив образование у виднейшего законоучителя того времени Гамалиила, до своего обращения Павел был ревностным иудеем. Он великолепно знал Писание и потому мог находить понимание не только у людей внешних, но и на равных общаться с приверженцами иудейского Закона.
— Отец Святослав, поясните, как соотносятся понятия «апостольство» и «миссионерство».
— Апостольство – это свидетельство миру о Христе. От греческого слова αποστολή (посланничество, апостольство), переведенного на латинский язык словом missio, происходит наше понятие миссии, миссионерства. Таким образом, миссионерство – это прямое продолжение дела первых апостолов Христовых, возвестивших миру Благую весть о спасении.
Я всех сердечно поздравляю с великим праздником славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Их святыми молитвами да укрепит Господь веру в наших сердцах.
Святые Апостоли Христовы, молите Бога о нас!
Да хранит Вас Господь!
Да хранит Вас Господь!
Дорогой отец Святослав!
Примите сердечные поздравления с Днем Вашего Ангела. Всей душой желаем Вам доброго здоровья, укрепления духовных и телесных сил и помощи Божией на многая и благая лета!
Да хранит Вас Господь в мире и благоденствии молитвами Матери Божией и Вашего небесного заступника!